Запорные клапаны
- Производитель: Yoshitake (Япония)
- Макс. рабочее давление: насыщенный пар: 1,0 МПа; вода, масло, воздух, прочие неопасные среды температурой до 40 °C: 4.12 МПа
- Производитель: Yoshitake (Япония)
- Материал: Бронза, бронза или латунь
- Производитель: Yoshitake (Япония)
- Материал: Ковкий чугун, нержавеющая сталь
- Производитель: Bvalve (Испания)
- Рабочее давление: 16 бар
- Соединение: DN15–DN250
- Макс. рабочая температура: 300 (°С)
- Материал: Чугун, EN-JL 1040
- Производитель: Bvalve (Испания)
- Рабочее давление: 40 бар
- Соединение: DN15–DN300
- Макс. рабочая температура: 400 (°С)
- Материал: Нержавеющая сталь CF8M
- Производитель: Bvalve (Испания)
- Рабочее давление: 40 бар
- Соединение: DN15–DN300
- Макс. рабочая температура: 400 (°С)
- Материал: Нержавеющая сталь CF8M
- Производитель: Bvalve (Испания)
- Рабочее давление: 40 бар
- Соединение: DN15–DN300
- Макс. рабочая температура: 400 (°С)
- Материал: Литая сталь 1.0619
- Производитель: Bvalve (Испания)
- Рабочее давление: 40 бар
- Соединение: DN15–DN300
- Макс. рабочая температура: 400 (°С)
- Материал: Литая сталь 1.0619
Показано 8 из 16
Показать все
Общая информация, для чего предназначен запорный клапан
Можно ли себе представить какую-либо закрытую (трубопроводную) систему с любым типом рабочей среды (жидкостной, паровой или газовой), без запорно-регулирующей арматуры? Даже на бытовом уровне любой обыватель знает: чтобы начать или прекратить подачу среды по трубам, к потребителям – необходимо сначала найти и открыть (или закрыть) «кран». Технически более подкованный человек будет уверенно утверждать, что нужно искать не «кран», а «вентиль». Ну, а специалистам известно: то, что по старинке обывателями называется «кранами» или «вентилями», уже давно, по крайней мере с 1982 года, в среде профессионалов принято называть запорными или запорно-регулирующими клапанами.
Запорный клапан – это разновидность трубопроводной запорно-регулирующей арматуры, предназначенной для перекрытия и (или) регулирования потока среды, в котором запирающий элемент (в виде конического затвора, тарельчатого золотника) движется параллельно ее потоку. Его главными конструктивными особенностями считаются:
- надежность работы запорного узла на различных режимах эксплуатации;
- возможность обеспечения высокой герметичности запирания.
Что делает возможным применение запорных клапанов (вентилей) на самых тяжелых эксплуатационных режимах: по рабочей температуре – до 600 град.С, по рабочему давлению – до 250 МПа.
В силу особенностей своей конструкции, запорные клапаны (вентильного типа) могут применяться на трубопроводах с проходным диаметром максимум до 300 мм (DN300), являясь промежуточным звеном между трубопроводными задвижками (применяются на трубопроводах больших диаметров) и трубопроводными кранами (применяются, как правило, на трубопроводах проходным диаметром до 2 ½ дюймов (63мм)). По своей принципиальной конструкции запорные клапаны вентильного типа бывают:
- Проходные – в них входной и выходной поток ориентированы в одном направлении, но расположены не по одной оси, а параллельно друг другу. Таким образом, в корпусе проходного клапана поток среды вынужден делать целых два поворота на 90 градусов. Такая принципиальная конструкция характеризуется простотой реализации запорного механизма, универсальностью применения, но одновременно – и самым большим гидравлическим сопротивлением.
- Угловые – в них входной и выходной потоки взаимно ориентированы под углом 90 градусов. Сохраняя простоту реализации запорного механизма, такой вариант конструкции имеет ограничение в применении – только для мест смены трубопроводом своего направления.
- Прямоточные – в них поток среды делается более-менее прямолинейным, практически по оси трубопровода (для минимизации гидравлического сопротивления). Но в такой конструкции запорный механизм вынужденно ориентируется под углом к направлению потока, что усложняет его реализацию и конструкцию.
Устройство, схема работы запорного клапана
Конструкционно запорный клапан (вентиль) выполнен на основе проходного корпуса, который имеет два патрубка – входной и выходной. Патрубки клапана выполняются с фланцевым или муфтовым (резьбовым) креплением, необходимым для присоединения к трубопроводу. Внутри корпуса, где предусмотрен поворот проходного канала на 90 градусов, на нем оборудуется посадочное гнездо под запирающий затвор (золотник). Затвор клапана приводится в движение поворотным шпинделем, который образует резьбовую пару вместе с ходовой гайкой. Ходовая гайка:
- или размещается в съемной крышке запорного клапана (в данном случае резьба ходовой пары шпинделя и гайки находится под воздействием рабочей среды, что часто неблагоприятно влияет на ее коррозионную стойкость и работоспособность);
- или выносится во внешний бугельный узел (в данном варианте коррозионное воздействие рабочей среды на ходовую резьбу исключено, ее очень легко и просто обслуживать (смазывать)).
Вращающийся шпиндель затвора проходит через крышку клапана (где уплотняется сальниковым уплотнением или сильфоном), его привод осуществляется управляющим штурвальным колесом (вентилем).
Шпиндель затвора, проворачиваясь вручную с помощью управляющего штурвала, приводится во вращательно-поступательное движение в резьбовой паре с ходовой гайкой. При завинчивании поворотного шпинделя, он опускает в посадочное гнездо затвор (золотник), который таким образом перекрывает поток среды. При отвинчивании шпинделя, он наоборот, поднимает затвор над седлом, приоткрывая проходное сечение внутреннего канала клапана.
Сильфонное уплотнение шпинделя клапана (сильфон) применяется вместо уплотнений сальникового типа в ситуациях, когда необходимо обеспечить герметичность и работоспособность механизма в условиях высоких рабочих температур, давлений, при работе с агрессивными средами. Сильфон представляет собой гофрированную металлическую трубку, способную, за счет своего смятия, изменять свой продольный размер. Закрепленный в качестве уплотнения к шпинделю, он сопровождает его поступательное движение путем собственного сжатия или растяжения, тем самым обеспечивая очень высокую герметичность уплотнения.
Не взирая на вращательно-поступательный привод через резьбовую пару, предусматривающий возможность промежуточных (частично открывающих поток) положений затвора (золотника), запорный клапан (вентильный) предназначен для работы только в режимах полного запирания («полностью закрыто») и полного отпирания («полностью открыто»). Для работы в частичных режимах запирания и отпирания предназначены особые варианты запорно-регулирующих вентильных клапанов. Кроме того, существуют конструкции запорных клапанов не с поворотным шпинделем (вентильного типа), а с гладким штоком, которому поступательное движение придается пружинно-рычажным, электромеханическим приводом, и др.
Рис.1 Вариант проходного запорного клапана. Ходовая гайка вынесена на внешний бугельный узел.
Рис.2 Вариант реализации углового запорного клапана.
Рис.3 Вариант запорного клапана с сильфонным уплотнением (сильфоном)
Достоинства и недостатки запорного клапана
Неоспоримыми достоинствами запорного клапана являются:
- Способность обеспечивать высокую герметичность запирания, не достижимую в конструкциях трубопроводных заслонок. Что обуславливает возможность их применения в системах с очень большим диапазоном рабочих давлений, от вакуума и до 250 МПа (заслонки – максимум до 50 МПа). Возможность применения в конструкции запорного клапана сильфонного уплотнения позволяет обеспечивать высокую герметичность не только в запорном узле, но и всего механизма (фитинга) в целом.
- Конструкция узла запирания клапанного типа малочувствительна к изменениям геометрических размеров деталей под воздействием колебаний температур (особенно для узлов затвор/седло конусной, а не золотниковой формы). Его применение возможно как на криогенной аппаратуре, так и при высоких температурах среды, до 600 град.С включительно.
- Запирание потока происходит фактически без трения в узле запирания (затвор/седло), что обуславливает его продолжительный срок службы, значительно превышающий таковой у трубопроводных заслонок и кранов.
- Отсутствие трения в запирающем узле обуславливает наличие относительно низкого усилия управления, в связи с чем вентильные клапаны могут применяться на трубопроводах гораздо большего проходного сечения, чем шаровые краны.
Но также стоит выделить и недостатки запорных клапанов:
- Сравнительно высокое гидравлическое сопротивление даже в полностью открытом состоянии, требующее учета и корректировки (повышения) рабочего давления в системе. По этой причине вентильные клапана не подходят для магистральных трубопроводов, применяются преимущественно на абонентских вводах для потребителей, на водозаборах локальных водопроводных систем, в их раздельных подающих или циркуляционных контурах.
- Клапанная конструкция предусматривает возможность движения потока среды только в одном направлении (обычно обозначается на корпусе фитинга стрелкой).
- Поскольку запирающий элемент (затвор, золотник) движется параллельно потоку среды, преодолевая его сопротивление, то с ростом проходного сечения трубопровода и давления (скорости) среды, нарастает и требуемое управляющее усилие. С возрастанием проходного диаметра трубопровода, усложняется возможность обеспечения качественной посадки затвора на седло. Совокупность данных факторов ограничивает область применения запорных клапанов вентильного типа трубопроводами с проходным диаметром до DN250 – DN300.
Подбор запорного клапана
Подбор запорного клапана вентильного типа осуществляется по следующим параметрам трубопроводной системы:
- под проходной диаметр участка трубопровода, где планируется монтаж фитинга;
- характер подсоединения к трубопроводу – фланцевое или резьбовое (муфтовое);
- по характеру рабочей среды: газовая, жидкостная, химически агрессивная;
- по рабочему и максимально допустимому давлению в системе, в том числе для условий вакуумирования;
- по максимально допустимой температуре рабочей среды, в том числе для криогенных условий.
Запорные клапаны Bvalve с сильфонным уплотнением для пара, перегретой воды
Компания ОПЭКС Энергосистемы, специализирующаяся на производстве качественного теплообменного и другого теплоэнергетического оборудования, для обеспечения ее эффективной штатной работы рекомендует своим клиентам пользоваться исключительно качественной трубопроводной запорной и запорно-регулирующей арматурой. И в таком качестве готова предложить в своем ассортименте продукцию одного из своих коммерческих партнеров – известной европейской (испанской) компании BVALVE Flow, Systems & Controls.
В нашем ассортименте представлен ряд моделей очень качественных и надежных запорных клапанов (вентильного типа) с многослойным сильфонным уплотнением ТМ Bvalve, подходящих для большого диапазона проходных диаметров трубопровоов, рабочих температур и давлений сред, преимущественно с фланцевой системой крепления к трубопроводу. Все имеющиеся в нашем ассортименте запорные клапана Bvalve выполнены с высоко надежным и простым в обслуживании бугельным узлом, сильфон имеет многослойную конструкцию, обеспечивающую более 10000 циклов отпирания и запирания клапана. Среди них потребитель сможет найти:
- модели клапанов, как для самых малых (DN15) так и самых больших (DN300) проходных диаметров, доступных для данного типа запорной трубопроводной арматуры;
- запорную арматуру с герметичными сильфоновыми уплотнениями, для работы с перегретой водой и паром, при рабочих давлениях до и более 63 бар;
- запорную арматуру для работы с самыми различными средами (водой, нефтепродуктами, сжатым воздухом и паром, агрессивными жидкостями и газами), изготовленными из углеродистой, нержавеющей стали, разных сортов коррозионностойкого чугуна.